закрыть
Размер шрифтаAAAЦвет сайтаЦЦЦИзображенияВключитьВыключитьX

Занятие № 1

Тема «Сортируй отходы – береги природу!»

 

Методическая разработка занятия рекомендуется для дополнительного образования детей, кроме того, возможно использовать в рамках внеурочной деятельности или воспитательной работы в школе.

 

Цель: актуализация и систематизация представлений школьников о проблеме утилизации мусора и раздельному сбору отходов.

 

Задачи:

расширить знания обучающихся о проблеме утилизации мусора;

способствовать осознанию обучающимися необходимости раздельного сбора отходов;

создать условия для развитиякоммуникативной компетентности обучающихся;

воспитывать осознанное отношение к окружающей среде.

Возраст обучающихся:11-14 лет.

Оборудование: компьютер с подключением к сети Интернет, мультимедиа-проектор и экран, комплект карточек с изображением предметов (отходов), коробки с маркировкой фракций РСО. Для прохождения входного опроса используются смартфоны обучающихся, либо возможно проведение опроса заранее со стационарных компьютеров.

 

Конспект занятия «Сортируй отходы – береги природу!»

Сегодня темой обсуждения на нашей встрече станет предмет, с которым каждый, абсолютно каждый из нас ежедневно сталкивается дома, на улице, в школе, в транспорте и в природе. Его не назовешь приятным, у него много разных видов, но одна главная черта – он никому не нужен…

Мусор.

По разным оценкам, история развития цивилизации человечества насчитывает несколько тысяч лет, но никогда ранее проблема мусора не стояла так остро. Почему именно сейчас утилизация мусора все чаще становится предметом обсуждения?

(версии обучающихся)

 

Краткая историческая справка об истории обращения с мусором

(возможная тема для сообщения одного из учащихся)

 

История мусора показывает, что эта проблема решалась уже в далёком прошлом. Примерно 3 тыс. лет до н.э. на острове Крит были построены первые в истории человечества централизованные свалки: мусор сваливали в специально вырытые ямы, слои мусора пересыпали слоями земли.

А 2500 лет до н.э. был принят закон, в котором граждане города Афин должны вывозить мусор на расстояние не менее 1.5 км от городской черты.

16 век - английская королева Елизавета Первая даровала специальные привилегии сборщикам тряпья, которое шло на производство бумаги.

18 век - мусор на службе войны. Сбор металлических отходов в США был объявлен патриотическим долгом, он шёл на переплавку.

1895 год. В Нью-Йорке создана первая в мире сортировка мусора. Жители города были обязаны разделять пищевые отходы, бумагу, металл и выбрасывать их в отдельные баки, стоящие на улице.

В СССР утилизации придавалось большое значение, существовали пункты сбора стеклотары. Для сбора макулатуры и металлолома привлекались школьники.

В современной России проблема утилизации мусора актуальна не меньше, чем во всем мире.

 

Да, актуальность «мусорной темы» сложно переоценить. Ведь содержимое нашего мусорного ведра – это не просто ненужная упаковка и бесполезные вещи. Все эти объекты были когда-то произведены, использованы нами (чаще всего однократно), и выброшены. Но при этом зачастую это продукция промышленного производства. В отличие от органических (природных) отходов, такие отходы не включены в круговорот веществ, и скорость их разложения измеряется годами или даже сотнями лет. Учитывая, что потребление человечеством товаров и продукции растет, увеличивается и количество мусора. А каков дальнейший путь мусора из наших домов?(ответы детей – на полигон, свалку, на переработку, либо его сжигают)

В основном мусор отправляется на свалку, или специальный полигон. Мусор сжигают, закапывают в землю, но эти способы помогают сделать его незаметным для наших глаз, а не решают проблему.

Просмотр фрагмента фильма «Мусор»(режиссерКандида Брэди).

 

Посмотрите на эти карточки  – на них изображены типичные предметы, которые мы выбрасываем в мусор. Каждый из этих предметов, будучи выброшенным в мусор, рано или поздно подвергнется разложению. Попробуйте расположить эти предметы в ряд по сроку разложения – от минимального к максимальному. Первым в ряду должен быть расположен предмет, разлагающийся быстрее всего. Последним – самый «живучий».

(обучающиеся выполняют задание)

Давайте проверим себя. Время разложенияэтих предметов показано в ленте.

Посмотрите – пройдет много лет, прежде чем эти предметы подвергнутся полному разложению. Причем многие из них никогда не вернутся в природный круговорот. Например, пластик превращается в микрочастицы, которые засоряют почву, воду и могут проникать в живые организмы.

Как вы считаете, такая прочность этих материалов – это их плюс или минус? Возможно ли такой минус превратить в плюс? (обсуждение)

Да, такой способ есть! Если учитывать срок службы пластика, стекла, металла, то необходимо найти ему повторное применение.

Справиться с проблемой мусора – это значит неспрятать или уничтожить его, а научиться возвращать в цикл производства хотя бы те его части, которые возможно. Тем самым мы поможем налаживанию так называемого круговорота «техногенного» вещества, аналогичного круговороту «биогенного», в природной среде. Раздельный сбор отходов (РСО) – один из способов снизить экологическую нагрузку на окружающую среду.

Скажите, чем обычно наполняются наши мусорные пакеты? (остатки еды, упаковка от продуктов, пластиковые бутылки, пластмассовые стаканчики, бумага, газеты, коробки, стеклянные банки и бутылки, железные банки и прочее)

Содержимое наших мусорных пакетов состоит в основном из четырех крупных частей, или фракций: органических отходов (остатков пищи), пластика, стекла и бумаги. Эти материалы пригодны для вторичной переработки.Раздельно собранные отходы — это уже НЕ МУСОР, это ВТОРИЧНОЕ СЫРЬЕ, из которого можно получать нужные нам товары, не увеличивая нагрузку на окружающую среду!

 

Первые шаги по РСО

(возможна подготовка краткого сообщения обучающимся)

Для начала можно начать собирать бумагу и картон, пункт приема макулатуры найдется во многих населенных пунктах. Сбор макулатуры позволит вам привыкнуть к идее раздельного мусора, а в пунктах приема бумаги можно узнать, где принимают остальные категории мусора.

Дальше стоит складывать отдельно: бумагу; пластик (в основном бутылки); стекло; металл (банки из-под напитков, консервов).

Пластиковые бутылки, алюминиевые банки лучше всего спрессовывать, чтобы не занимали много места. Крышечки от бутылок сделаны из отдельного вида пластика, поэтому их стоит отвинчивать и собирать отдельно.

На самом деле, ничего сложного нет! А все затраченные усилия  – это ваш вклад в чистоту: своего дома и улицы, поселка или города, и всей планеты в целом.

Предлагаем не откладывать, и потренироваться прямо сейчас: нам снова помогут карточки с предметами. Попробуйте рассортировать их в 4 коробки (предлагаются 4 коробки с маркировкой: бумага, пластик, стекло, металл; после сортировки обсуждаем содержимое).

Конечно, в мусорном пакете мы можем обнаружить предметы, которые не относятся к этим 4 фракциям. Как же с ними поступить? (ответы детей; нужно постараться найти информацию о переработке этих материалов)

 

 

Пункты раздельного сбора отходов

Найти пункты раздельного сбора отходов в городе или районе, где вы живете, достаточно просто: большинство из них – официальные организации, отмеченные на картах. Здесь поможет любая поисковая система навигации – Яндекс, Гугл, ДубльГис.

Цвет точки на карте соответствует отдельной категории отходов – её можно выбрать в меню слева. Если вы видите на карте радужный пунцон с цифрой внутри, значит в этом районе есть сразу несколько точек приема отходов. Нужно увеличить масштаб, и вы увидите отдельные точки, окрашенные в свой цвет.

https://recyclemap.ru/barnaul

 

Также помощь могут оказать общественные организации и волонтеры. Например, «Мусора.Больше.Нет» — это межрегиональная общественная организация, которая ведет активную просветительскую работу по вопросам РСО. Грамотные волонтеры готовы ответить на вопросы! Больше информации – на страничках организации в социальных сетях. А еще «Мусора.Больше.Нет» практикуют флешмоб с хэштегом #сделатьчистоможеткаждый – это очень интересный формат, предлагаем вам самостоятельно познакомиться с ним, найти публикации по этому хэштегу, принять участие.

 

Хотите узнать больше? Обсудить тему РСО с друзьями? Можно посмотреть видеоролик на тему раздельного сбора отходов https://vtorothody.ru/musor/razdelnyj-sbor.html

 

 

 

А что дальше?

Тема утилизации мусора не ограничивается раздельным сбором отходов. Более продвинутый способ – это целая концепция обращения с отходами, при котором упор делается на уменьшение потребления. Концепция эта имеет название«Zero waste», что в переводе на русский язык: «Ноль отходов» или «Ноль потерь». Если кратко - это общественное движение, сторонники которого ведут осознанный образ жизни. Философия Zero Waste заключается в том, чтобы максимально уменьшить количество отходов, потреблять товары и продукты осознанно. Этот подход помогает не только беречь природу, но и позволяет сэкономить на ненужных вещах. Сторонники Zero Waste используют многоразовые предметы и не выбрасывают сразу то, что сломалось; совершают обдуманные покупки.

Предлагаем вам самостоятельно изучить эту тему, и сделать шаг к осознанному потреблению.

 

Вопросы для самоподготовки:

  • – главные принципы концепции «Zero waste»?
  • – какие действия я могу совершить в поддержку «Zero waste» дома и в школе?
  • – мои 3 первых шага к осознанному потреблению.

 

При составлении занятия использовался материал из открытых источников:

https://www.metod-kopilka.ru/konspekt-klassnogo-chasa-ekologicheskiy-urok-razdelyaysnami-83300.html 

https://mega-talant.com/biblioteka/razrabotka-uroka-razdelnyy-sbor-musora-81346.html

https://globallab.org/ru/project/form/musor_ugroza_ili_vozmozhnost.ru.html#.XnEGeR-hpHw

 

закрыть

Отправьте нам письмо с вопросом или пожеланием!

Имя

Телефон

Email

Отправляя данную форму, вы подтверждаете, что прочли и согласны со всеми пунктами пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ "О персональных данных", на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.

Текст вашего сообщения