закрыть
Размер шрифтаAAAЦвет сайтаЦЦЦИзображенияВключитьВыключитьX

Занятие № 6

Тема «Осознанное потребление»

 

Цель занятия – сформировать понятие об осознанном потреблении в повседневной жизни, быту, как части экологической культуры современного человека.

Задачи:

  • - формировать знания опроблеме перепроизводства и чрезмерного потребления современным поколением его продуктов;
  • - привить навыки в быту раздельного сбора бытовых отходов, экономного расходования воды и электроэнергии;
  • - воспитывать осознанное отношение и активность в вопросах осознанного потребления ресурсов.

Рекомендуемый возраст:школьники 7-11 классов

Ключевые слова:осознанное потребление, рациональное природопользование, раздельный сбор отходов.

Предметные области: география, экология, психология, технология.

 

Ход проведения занятия

Разруха в головах

 

Давайте попробуем с вами ответить на вопросы: У вас бывало, что вы покупаете джинсы, даже если они вторые или третьи, или десятые, только потому, что на них скидка и они вам нравятся? Вы покупали сотовый телефон новой модели хотя старый еще работает? У вас бывало такое, что холодильник забит до отказа, а потом вы отправляете испорченные продукты в мусор? Если вы хоть на один вопрос ответили «да», то вам стоит задуматься на тему разумного (осознанного) потребления.

Покупая больше и чаще, мы ожидаем, что это сделает нас счастливее. Но это не так. Сами мысли о приобретении дарят куда больше счастья, чем обладание вещами. Радость быстро проходит, а проблема перепроизводства и чрезмерного потребления поколением, воспитанным на рекламе, остается.

Тема разумного потребления, пожалуй, на стыке проблем экологии и человеческой психологии. Как говорил профессор Филипп Филиппович Преображенский в произведении «Собачье сердце»: «Разруха в головах». Сегодня мы поговорим о том, что можно сделать каждому из нас, чтобы повлиять на решение проблемы перепроизводства и сверхпотребления.

Ведь каких-нибудь 100 лет назад на производство одежды, мебели и других вещей требовалось много времени, да и материалы были дороже. Решение о каждой покупке было взвешенным. Вещи покупались, чтобы ими пользоваться долго, а лучше всю жизнь и передать по наследству. А что происходит сегодня?

Технологическая революция, изобретение дешевого пластика наполнили магазины более доступными товарами, посудой, одеждой. Мы покупаем намного больше, чем наши родители, при этом пользуемся лишь половиной вещей. Остальная оседает в шкафах или, что еще хуже, отправляется на свалку. К счастью, все больше людей стали бережно относиться к окружающей среде и считают, что в деле экономии природных ресурсов на Земле можно начать с себя. Давайте разберем по подробнее.

 

Цель по номером 12

В сентябре 2015 года в ходе встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, состоявшейся в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, 193 государства – члены Организации Объединенных Наций официально приняли новую программу в области устойчивого развития, озаглавленную «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Цели в области устойчивого развития – это всеобщий призыв к действиям по искоренению нищеты, обеспечению защиты нашей планеты, повышению качества жизни и улучшению перспектив для всех людей во всем мире.

Давайте перечислим все 17 целей: (1) Отсутствие бедности, (2) Нулевой голод, (3) Хорошее здоровье и благополучие, (4) Качественное образование, (5) Гендерное равенство, (6) Чистая вода и санитария, (7) Доступная и чистая энергия, (8) Достойный труд и экономический рост, (9) Промышленность, инновации и инфраструктура, (10) Снижение неравенства, (11) Устойчивые города и Сообщества, (12) Ответственное потребление и производство, (13) Климатические меры, (14) Жизнь под водой, (15) Жизнь на земле, (16) Мир, справедливость и сильные институты, (17) Партнерство для достижения целей.

У каждой цели есть свои задачи. Вот как звучат некоторые задачи для решения проблемы ответственного потребления и производства (она под номером 12): сокращение вдвое на душу населения глобальных пищевых отходов на уровне розничных и потребительских; сокращение образования отходов за счет предотвращения, сокращения, переработки и повторного использования; побуждать компании применять устойчивые методы работы; обеспечение чтобы люди повсюду имели соответствующую информацию и осведомленность о устойчивом развитии.

Возможно это все звучит сложно, но только вдумайтесь в шокирующую статистику, и вы поймете, как это важно – потреблять разумно.

 

Немного статистики

В России ежегодно выбрасывают 17 млн т еды стоимостью более 1,6 трлн руб. Оказавшихся на помойке продуктов хватило бы, чтобы прокормить 30 млн человек в течение года – больше, чем россиян, живущих за чертой бедности (оценка экспертов Российской ассоциацииэлектронных коммуникаций (РАЭК) и консалтинговой компании «ТИАР-Центр» Подробнее на РБК – https://www.rbc.ru/business/04/10/2019/5d94824e9a7947147992cf07 )

  • 10 % продуктов попадают на свалку из-за истекшего срока годности.
  • 94% невостребованных продуктов попадает на полигоны ТБО и свалки, где загрязняют почву, воду и воздух, выделяя токсины и парниковый газ.
  • 1 килограмм пищи, которую мы выбрасываем приводит к почти двум килограммам выбросов CO₂.

 

Как нами управляют

Разумное потребление – один из главных современных трендов. В 2017 году Нобелевскую премию по экономике получил американец Ричард Талер за исследования в области поведенческой экономики. Это наука о том, как люди тратят деньги, что их заставляет копить или отдавать огромные суммы, почему кто-то сильнее, а кто-то слабее реагирует на маркетинговые уловки. Поведенческая экономика помогает людям научиться тратить деньги осознаннее иразумнее.

УТалера есть книга – «Nudge: Архитектура выбора». Вней многие проблемы срациональностью описаны наочень ярких примерах. Если еепрочитать, тостанет понятнее, как нанас зарабатывают деньги игде искать теловушки, вкоторые мыиз-за нашего незнания попадаем.Вкниге, например, описывается такой эксперимент. Талер иКанеман собрали две группыабсолютно случайных людей. Одной выдали обычные кружки испросили, покакой цене они готовы ихпродать. Аувторой группы – унее небыло кружек – спросили, засколько выготовы ихкупить. Оказалось, что те, кто продает, ценят свои кружки гораздо выше, чем те, кто хочет купить. Это объясняется тем, что когда вам уже дали подержать кружку, выуже воспринимаете еекак свою ипоэтому неготовы сней расстаться. Поэтому всупермаркетах или магазинах, вкоторых продают сотовые телефоны, вам судовольствием дают подержать товар. Сам факт того, что выдержите это вруках, психологически заставляет вас это купить. Ничего объективного ирационального вэтой особенности нашего поведения нет, иесли вызнаете оней, то, возможно, будете принимать более взвешенные решения.

 

Влияние текстильной промышленности на природу

Производство одежды – одна из самых «грязных» индустрий: на ее долю приходится 5-10% загрязнения пресной воды. В сточные воды фабрикпопадаюткрасители, поверхностно-активные вещества, отходы производства синтетических волокон и пестициды с хлопковых полей. Это приводит к гибели водных растений и животных, размножению бактерий и делает воду непригодной для использования людьми.

Колоссальная часть текстильного производства сосредоточена в таких странах как– Бангладеш, Пакистан, Малайзия и других. Рабочие проводят за швейной машинкой 12-14 часов, а получают несколько долларов в день. На фабриках нередко случаются аварии, в которых гибнут десятки людей.

Ответственность за избыточное производство лежит не только на производителях, но и на нас с вами. Каждый может продумывать покупки, перерабатывать лишнее и меньше покупать. Это легче, чем кажется. Отказ от сверхпотребления даже одного человека уже снизит экологическую нагрузку индустрии. Так устроена «теория малых дел».

 

Три шага к разумному потреблению

Первый шаг– спросите себя, какие вещи вы носите и любите. Их оставьте в шкафу. С остальными нужно распрощаться, если они не подходят по размеру и стилю, надоели, были куплены на распродаже в припадке азарта. Но не выкидывайте их! Дайте им второй шанс. Отправьте в благотворительный фонд, продайте на «Авито» или устройте своп-вечеринку – позовите подруг меняться одеждой. Брендовые вещи можно отнести в комиссионный магазин. Еще один вариант избавиться от излишков в гардеробе – группы по обмену в соцсетях.

Второй шаг – в магазине спросите себя, зачем вам очередная вещь. Если ответ окажется в духе «пусть будет» или «в хозяйстве пригодится», лучше положите ее на место и уходите. Следующий вопрос: будет ли вещь радовать в будущем? Да, если она подходит вам по стилю и сочетается с несколькими вещами в гардеробе. Нет, если вы покупаете ради низкой цены или сиюминутного удовольствия. Используйте опцию «отложить».Выбрать вмагазине, потрогать, примерить и отправиться домой нанесколько часов или день. Через какое-то время станет понятно, нужна такая покупка насамом деле или нет.

Третий шаг – каждую покупку оценивайте: подумайте о влиянии на окружающую среду; что вы сделаете, когда вещь придет в негодность или вы перестанете ее носить, можно ли ее использовать повторно или сдать на переработку,что будет с упаковкой? Отвечайте честно на эти вопросы каждый раз, когда оказываетесь перед рейлами с одеждой. Высший пилотаж: планировать покупки и составлять списки.Это помогает покупатьстолько, сколько нужно, и, например, не выкидывать потом испортившиеся продукты.

 

Правило трех «R»

  Осознанное потребление относится к любой категории материальных предметов – от еды до мебели. И для всех действуют те же правила, что и для одежды, «правила трех R» – reduce, reuse, recycle: потребляй меньше, используй повторно и перерабатывай то, что можно переработать. Их легко запомнить и воплотить в жизнь. 

Главные выводы, которые нужно сделать из этого правила: свести к минимуму накопление природных и любых других ресурсов; уменьшить количество отходов за счет повторного использования; использовать возобновляемые ресурсы; внедрять продукты с большим циклом жизни; рассказывать о своем опыте другим людям и особенно младшим.

 

Обсуждение домашних заданий

Примерно за неделю до проведения занятия можно раздать задания для семейного похода в магазин и выполнения заданий. На уроке можно обсудить полученные результаты. Вот возможные темы практических заданий:

Задание 1. «Некрасивые продукты»

Люди приходя в магазин часто обращают внимание на внешний вид продукта. Да. Это бывает важно: не будете же вы брать испорченный продукт. Но бывают случаи, что критерием является не та форма яблока или огурца, грязь на корнеплодах и другое. В мировой практике есть целые движения, которые направлены на работу с покупателями, чтобы они выбирали внешне не привлекательные, но качественные продукты. Необходимо сходить в магазин вооружившись смартфоном и сфотографировать примеры «некрасивых» и «красивых» продуктов. А также, в Интернете необходимо найти информацию о том, как торговые сети продают такие продукты и рассказать об этом.А фотографии послужат примером личного опыта.

   

Задание 2. «Сколько стоит снег зимой и летом»

Вы покупаете бутилированную воду в магазине? Какую марку вы берете?Вода – это дешевый товар первой необходимости. В Алтайском крае качество питьевой воды, которое, например, подается по водопроводу в Барнауле, отвечает всем санитарным требованиям. Такую воду можно употреблять в пищу. Тем не менее, бутилированная вода пользуется спросом. Причины разные: есть минеральная вода, которая показана при различных заболеваниях. Мы покупаем воду в дорогу. Если мы будем анализировать ассортимент, который есть на полках в магазине, то очень удивимся какой разброс цен. Как же так? В каждой бутылке жидкость с формулой - H2O – а стоит по-разному.

Необходимо во время посещения магазина проанализировать этикетки на нескольких бутылочках воды.

Для удобства можно сфотографировать все на смартфон а дома заполнить вот такую табличку и сделать по ней выводы:

Критерии

Образец 1

Образец 2

Образец 3

Образец 4

Образец 5

Состав

 

 

 

 

 

Производитель

 

 

 

 

 

Город (село) где разлита и откуда привезена

 

 

 

 

 

Активно ли рекламируется продукт по-вашему мнению (да, нет)

 

 

 

 

 

Стоимость 1 литра (в случае, если другая фасовка, то нужно этот показатель рассчитать

 

 

 

 

 

 

Задание 3. «Уловки продавцов»

         Мы живем в период перепроизводства товаров, поэтому продавцы используют разные психологические уловки в борьбе за покупателя. Главная цель – внушить нам, что мы совершили выгодную покупку и сэкономил личный бюджет. И не дать времени на раздумья.

         Предлагаем вам сходить в большой супермаркет со смартфоном и запечатлеть примеры маркетинговых приемов. Сделать презентацию и продемонстрировать ее со своими комментариями. Варианты «уловок», которые можно наблюдать в магазине: «скидки и акции», короткий срок продажи, корзины с «ненужными» вещами у кассы, расположение товаров на уровне глаз целевого покупателя (так на уровне глаз ребенка – сладости и игрушки) и другие.

 

Задание 4. «Ставим опыты со своей силой воли».

Для тех, у кого сразу начинают разбегаться глаза и мысли в магазине предлагаем несколько простых правил. Надо попробовать их выполнить, а потом поделиться результатом.

Для начала составляем список покупок. И идем в магазин со следующими правилами:

Правило трех вещей: позволяем себе купить только три вещи не из списка. Согласитесь, бывают заманчивые предложения или просто вдруг чего-то захотелось. Эти так называемые спонтанные покупки обычно и съедают семейный бюджет. Поэтому все что свыше трех покупок сверх не из списка просто записываем на листочек со списком как «хотелки» и если необходимо вносим их в следующий список на неделю.

Правило «договор на берегу»: работает с детьми. Еще дома договариваемся что купим им в магазине. Или, например, договариваемся, что они сами смогут выбрать себе шоколадку. На этом их инициатива в магазине заканчивается. Проговариваем это дома перед тем, как пойти в магазин, то есть заключаем «договор на берегу».

Правило одной недели: мы стараемся купить продукты так, чтобы действительно не нужно было еще раз идти в магазин. То есть мы точно знаем сколько нужно фруктов, овощей, молока и хлеба.

А может у вас родились свои правила. Ими тоже можно поделиться с друзьями и научить их покупать продуктов и вещей столько, чтобы не навредить природе

закрыть

Отправьте нам письмо с вопросом или пожеланием!

Имя

Телефон

Email

Отправляя данную форму, вы подтверждаете, что прочли и согласны со всеми пунктами пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ "О персональных данных", на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.

Текст вашего сообщения