закрыть
Размер шрифтаAAAЦвет сайтаЦЦЦИзображенияВключитьВыключитьX

  На каменных стенах пещер, где жили наши первобытные предки, часто встречаются образы животных. Археологи находят настоящие «галереи», состоящие из множества изображений животных – бизонов, мамонтов, медведей. Первобытные люди вырезали фигурки животных из дерева и кости, лепили из глины. Древние рисунки и скульптуры животных заметно отличались от современных. Этот стиль сегодня называют «звериным». Для него характерно очень условное, примитивное изображение животного. Однако даже в этих стилизованных линиях и очертаниях легко угадывается не только конкретный зверь, но и то, какие чувства он вызывает у художника – восхищение, страх, опасение.

Почему изображения животных были так популярны? Животные играли чрезвычайно важную роль в жизни первобытного человека – они были источником пищи, и источником опасности, порой смертельной. Поэтому рисунки животных служили своего рода наглядным пособием, передавая информацию о его внешнем виде и повадках. Рисунки зверей имели одновременно и культовое значение. Изображая бизона, пронзённого многочисленными стрелами, первобытный художник стремился обеспечить себе удачу на охоте. Рисуя огромного медведя, окружённого фигурками охотников, надеялся на то, что в схватке с хищником удастся выжить и победить его.

Источник agenda-u.org Источник olnesttravel.com

 

Позже человек стал украшать изображениями животных предметы своего быта. Во многих музеях мира можно увидеть керамику Древней Африки, Америки, Древнего Египта и Греции: изящные кувшины, тарелки, изразцы с фигурками животных. Они заметно отличаются от первобытных рисунков – художники уже умело и чётко передают особенности линий тела собаки, кошки, гепарда и других животных.

Источник pinterest.ru Источник pinterest.ru

 

В Средние века изображения животных часто очеловечивались, служа символом какого-то человеческого качества – лев воплощал силу и мощь, лисица – хитрость и коварство, змея могла быть как символом мудрости, так и символом искушения. Изображения животных часто использовались на гербах и флагах знатных семей.

Животные из бестиария Рочестера. 1225-1250 гг

 

А вот в эпоху Возрождения художники уже стремились точно передавать внешний вид животных. Животные часто появляются на картинах Тициана, например, «Портрет Клариссы Строцци», Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» и других.

Тициан. Портрет Клариссы Строцци. 1542 г Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489-1490 гг

 

Одним из наиболее ярких художников XVI века, рисовавших животных, был Альбрехт Дюрер. Его картины отличает высочайшее мастерство исполнения, наблюдательность, практически фотографическая точность передачи природных форм. Перед нами не только художник, но и настоящий учёный-натуралист.

Альбрехт Дюрер. Заяц. 1502 г

 

Уже позднее художники стали делать животных главными героями своих картин. Так в XIX веке известный английский художник Эдвин Ландсир изображал на полотнах собак, часто ньюфаундлендов. Одна из его картин называется «Спаситель». История, изображённая на картине, имеет реальную основу. Английское судно потерпело кораблекрушение, путешествовавшая на судне семья оказалась разделена – родители спаслись на шлюпке, а их дочь пропала и считалась погибшей. В действительности же, хозяйский пёс спас девочку и доплыл с ней до берега. Собака не расставалась с маленькой хозяйкой несколько лет, пока не были найдены её родители.

Эдвин Ландсир. Спаситель

 

Животные становились героями картин и других замечательных европейских художников – Адольфа Эберле, Брайтона Ривьера, Паулюса Поттера. А швейцарского художника Готфрида Минда из-за его любви к кошкам даже прозвали «кошачьим Рафаэлем».

Готфрид Минд. Кошка с котятами

 

Очень часто животные появляются на картинах русских художников. Многие из этих картин стали хрестоматийными. Достаточно вспомнить «Купчиху за чаем» Б. М. Кустодиева, «Лучшего друга человека» И. Е. Репина, «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина. Кстати, медведей на картине «Утро в сосновом лесу» написал художник К. А. Савицкий.

Б.М. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 г И.Е. Репин. Лучший друг человека. 1908 г И.И. Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889 г

 

Василий Алексеевич Ватагин – не только известный российский художник и скульптор, но и учёный-зоолог. Начав рисовать в 10-летнем возрасте, Василий Алексеевич всё своё творчество посвятил животным. Его по праву считают одним из основателей Дарвиновского музея, экспозиция которого посвящена эволюции животного мира. Василий Алексеевич проработал в музее более 40 лет. За это время он создал более 400 живописных и 100 скульптурных работ. Каждая из его работ наполнена любовью к своим персонажам. Даже сегодня, несмотря на то, что с помощью современной техники можно делать самые сложные фотографии, работы Василия Алексеевича Ватагина не потеряли своей ценности, они эмоционально и содержательно рассказывают о животном мире.

В.А. Ватагин. Детство бегемота. 1920 г В.А. Ватагин. Шимпанзе. Дерево тонированное. 1939 г

 

Ещё один замечательный художник, создавший большое количество иллюстраций к детским книжкам о животных, – Евгений Иванович Чарушин. Евгений Иванович стремился к тому, чтобы рисунок не только развлекал, но и обучал, формировал представление у читателей о разнообразии живого и важности бережного отношения к природе.

У Евгения Чарушина был друг «на всю жизнь» Юрий Васнецов, они вместе учились в гимназии, после продолжили обучение в Академии художеств. Близкие дружеские отношения они сохраняли на протяжении всей жизни. Крепкой дружбе не помешала даже творческая конкуренция. Юрий Алексеевич Васнецов тоже был художником-иллюстратором детских книжек. На его рисунках изображение животных носит сказочный характер. Юрий Алексеевич наделял своих героев человеческими чертами и изображал их с детской наивностью и простотой.

Иллюстрации Е.И. Чарушина к книге С.Я. Маршака "Детки в клетке" Иллюстрации Ю.А. Васнецова к сказке С.Я. Маршака Кошкин дом

 

Перечислять художников, изображавших в своих произведениях животных, можно ещё долго. Их очень-очень много. Называют таких художников анималисты (от латинского слова animal – животное). А вид искусства, основным мотивом которого является изображение животных, называют анималистика.

Анималистика распространена в живописи и графике, а также часто применяется в скульптуре, фотографии, декоративном и прикладном искусстве, в литературе и т.д. Как вы видите, анималистика во все времена была и остаётся очень востребованным и популярным жанром. Одни художники-анималисты стремятся точно передать внешний вид животного и его повадки, восхищаясь его природной красотой, грациозностью или мощью, изяществом линий тела или окрасом. Другие используют образ животного как аллегорию для того, чтобы передать или подчеркнуть особенности человеческого характера.

А теперь задание! Найдите автора для каждого представленного ниже произведения. У вас должны получиться пары цифры и буквы, например, 1 - А, 2 - Б... и так далее.

Если задание кажется для вас сложным, просто вернитесь к началу занятия и ещё раз просмотрите все иллюстрации и подписи к ним. Желаем удачи! И ждём ваши ответы! 

1. 

А. Евгений Чарушин

 

2.  Б. Эдвин Ландсир
3.  В. Василий Ватагин
4.  Г. Готфрид Минд
5.  Д. Юрий Васнецов
6.  Е. Альбрехт Дюрер

                                                    

 

При составлении материала мы использовали источники:

Макеева, А. Г. Мы – твои друзья. Рабочая тетрадь для школьников / А. Г. Макеева, В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова. – М. : ООО «Нестле Россия», 2018. – 80 с.

Макеева, А. Г. Мы – твои друзья. Методическое пособие для учителей начальной школы / А. Г. Макеева, В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова. – М. : ООО «Нестле Россия», 2018. – 96 с.

PURINA : [сайт]. URL: https://www.pet-school.ru

 

закрыть

Отправьте нам письмо с вопросом или пожеланием!

Имя

Телефон

Email

Отправляя данную форму, вы подтверждаете, что прочли и согласны со всеми пунктами пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ "О персональных данных", на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.

Текст вашего сообщения