закрыть
Размер шрифтаAAAЦвет сайтаЦЦЦИзображенияВключитьВыключитьX

Если обратиться к истории, то микроскоп на вооружении у биолога уже, ни много ни мало, а более 400 лет! И все это время микроскоп совершенствуется, а возможности его расширяются.

Для учёного-биолога в поле зрения микроскопа открывается чудесный мир фантастических живых существ, погружение в который можно сравнить, пожалуй, только с полётом в космос. Сколько удивительных открытий, существенно продвинувших естественные науки вперед, удалось сделать при помощи микроскопа!

Робер Гук впервые наблюдал клетку, XVII век

Антони Ван Левенгук увидел бактерии, XVII век

Роберт Броун открыл постоянный компонент клетки – ядро, XIX век

Группа учёных наблюдала митоз, XIX век

Следом происходит открытие мейоза, процесса оплодотворения, важным объектом внимания становятся хромосомы, выясняется их роль в передаче наследственности…НО! Как же сделать открытие, если ты не великий учёный в собственной лаборатории, а под рукой нет даже самого простого микроскопа?

Решение есть!!! Вспомним, что мы живем в веке информации и современных технологий! Поэтому, предлагаю взять в руки обыкновенный смартфон и заняться SMART-биологией.

Первое, что мы должны сделать – скачать специальное приложение. Мне нравится цифровая лупа и микроскоп. Попробуйте поэкспериментировать и выберите приложение наиболее подходящее для вас.

Второе, организуем рабочее место или мини-лабораторию. Нам понадобятся: рабочий стол, стул, персональный компьютер для поиска информации и описания исследований, иголка (можно взять крупную швейную и примотать ее клейкой лентой к карандашу), ручка, цветные карандаши, блокнот для зарисовки, ластик.

На стол необходимо будет поставить подставку для смартфона. Важно, чтобы он был неподвижен и располагался выше объекта наблюдения. Микрообъект будем размещать на любой ровной поверхности, ниже смартфона. Таким образом, создаем подобие микроскопа!

 Свет. Да, освещение, без преувеличения является важнейшим техническим компонентом процесса получения качественного изображения, детально передающего даже самые мельчайшие элементы микрообъекта. Поэтому с освещением придется поработать!

Когда все подготовлено, можно приступать к выбору микрообъекта и его исследованию. Я хочу вам показать, с какими объектами можно работать и у нас на изучении представители класса Насекомые и класса Паукообразные.

Микрообъект №1 – муха домашняя или комнатная! Можно сказать, что это очень распространенный вид из отряда Двукрылые. Вид синантропный, всегда живет рядом с человеком. Следом «напрашивается» фраза МУХА – ДРУГ ЧЕЛОВЕКА! Но не будем торопиться с выводами, ведь на самом деле пользы человеку муха не приносит. Наоборот, такое сожительство является очень опасным, так как мухи являются переносчиками различных инфекционных заболеваний.

Муха комнатная

Изучите анатомию мухи. Строение мухи такое же, как у других насекомых и с виду кажется простым, но если начать в нем разбираться, то можно открыть для себя много удивительного. Обратите внимание на строение ротового аппарата.

Микрообъект № 2 – оса. Представителей отряда Перепончатокрылые очень много, но наиболее известный вид – это оса обыкновенная. Узнать ее легко по желто-черной окраске, небольшим усам и прозрачным крыльям и, конечно же, она селится всегда рядом с человеком.

Оса обыкновенная

Изучили микрообъект? Увидели особенности в строении насекомых? Посмотрите, у осы, в отличие от мухи, очень гибкое тело, все его части как будто соединены тонкой нитью. Брюшко и голова осы очень подвижны. Такая анатомия способствует активной и стратегической охоте ос. Тело мухи кажется более компактным и даже массивным.

Микрообъект № 3 – пчела. Еще один представитель отряда Перепончатокрылые.

Пчела медоносная

Такие похожие и такие разные, пчела и оса. Обратите внимание, тело пчелы более опушенное, мохнатое. Под волосками не видно соединений частей тела и оно выглядит единым целым. Ротовой аппарат пчелы значительно отличается от ротового аппарата осы. Кроме того перед нами рабочая пчела, потому как очень выражен хоботок.

И пчелы, и осы жалят. Почему же пчела погибает после нападения, а оса нет? И тут биологи нашли ответ благодаря микроскопу! Все дело в строении данного органа. У пчелы жало имеет микрозазубринки, поэтому после ужаливания оно остается в коже, а насекомое погибает. Жало осы заостренное, гладкое. После нападения оса может вернуться и ужалить еще раз.

Микрообъект № 4 – красноклоп или клоп-солдатик. Насекомое, которого по ошибке очень часто называют клопом-пожарником или даже жуком-пожарником. Конечно, в первую очередь, это связано с его окраской. Яркий красный цвет ассоциируется с огнем.

На самом деле эти безобидные насекомые самые настоящие вредители садов, огородов и дачных участков!

Клоп-солдатик. Самец Клоп-солдатик. Самка

Заметили разницу между самцом и самкой? Тело самки округлое, а тело самца вытянутое и более плоское. Верхние крылья клопов кожистые жесткие, выполняют защитную функцию. Под ними расположена вторая пара пленчатых крыльев. Отсюда и название отряда – Полужесткокрылые.

Микропрепарат №5 – паук, представитель одноименного отряда. Поскольку паук в весеннее время нам достался в таком, мумифицированном виде, его окраска несколько видоизменилась, что вызывает сложность в определении его вида. Предположительно перед нами паук из группы Крестовики (посмотрите на еле заметный рисунок на брюшке в виде «дубового листочка»).

Паук Крестовик

Рассмотрели микропрепарат? Что вы отметили для себя?

Да, верно, у паука нет такого четкого разделения тела на голову, грудь и брюшко, как у ранее изученных объектов. У пауков мы различаем только головогрудь и брюшко, видим, что отсутствуют усики, а глаз много и они простые.

Посчитайте, сколько конечностей у пауков? Все конечности располагаются на головогруди. Некоторые считают, что у насекомых конечностей не меньше, чем у пауков, просто 4 пара видоизменилась в крылья. Поверьте, данные придатки, т.е. крылья, никакого отношения к конечностям не имеют!

Любителям пауков предлагаю заглянуть в атлас крымского заповедника.

Итак, мы рассмотрели несколько микрообъектов! Вы решили, какой из них наиболее интересен вам для изучения?! Или вы предложите свой микрообъект?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ SMART-БИОЛОГОВ!!!

Проведите исследование любых микрообъектов. Оформите их в мини-проект «Smart-фон в руках smart-биолога»! Создайте свой уникальный и информативный постер, разместите на нем свои фотонаработки и описание!

ПРИСЫЛАЙТЕ СВОИ ПОСТЕРЫ НАМ! Яркие и познавательные, только от smart-биологов!!!

При составлении материала мы использовали источники:

Виноградова, Г. Н. Основы микроскопии: учебное пособие / Г. Н. Виноградова, В. В. Захаров. - СПб: Университет ИТМО, 2018. – Часть 1. – 133 с.

Захваткин, Ю. А. Курс общей энтомологии /Ю. А. Захваткин. – М.: Колос, 2001. – 376 с.

МедУнивер [Электронный ресурс]. URL: https://meduniver.com/Medical/gistologia/12.html (режим доступа - свободный).

 

закрыть

Отправьте нам письмо с вопросом или пожеланием!

Имя

Телефон

Email

Отправляя данную форму, вы подтверждаете, что прочли и согласны со всеми пунктами пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ "О персональных данных", на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.

Текст вашего сообщения