закрыть
Размер шрифтаAAAЦвет сайтаЦЦЦИзображенияВключитьВыключитьX

????Можно ли дома заниматься наукой?

Не просто запоминать формулы и физические законы, а именно проводить своё исследование?

????Мы уверены, что это не только возможно, но и очень интересно. В жизни мы часто пользуемся научными методами, не всегда осознавая это. Мы наблюдаем, анализируем, сравниваем, проверяем свои предположения, устанавливаем связь одного с другим, а иногда и с третьим – в общем, ведём себя как разумные любопытные люди. Можно ли назвать это научным исследованием? Да, если наши методы изучения мира признаются другими учёными, а результаты помогают понять, как устроены мир и человек.

????Любознательный человек свободен в выборе интересных занятий, ему не скучно жить, и он постоянно чему-то учится. Он не всегда получает за это оценки, но им восхищаются и ему предлагают помощь. Он становится человеком с «инновационным поведением», человеком, который способен принимать решение в меняющихся условиях, человеком, который умеет видеть возможности для роста. Таким поведением всегда обладают успешные бизнесмены и учёные.

????Мы предлагаем вам задания, выполняя которые, можно понять, как «работает» наука, почувствовать радость открытия, получить опыт поиска истины, используя ресурсы собственного интеллекта.

Исследование № 1. «А правда ли, что «Кока-кола» может…?»

«Кока-кола» давно уже стала именем нарицательным во многих языках мира. Миллионы людей ассоциируют это слово с освежающим напитком, вкус которого знаком им с детства. История кока-колы насчитывает более ста двадцати лет, и это история удивительных открытий, рискованных, но дальновидных поступков и нестандартных решений, которые принесли напитку всемирную известность.

1886 Сироп от головной боли

История напитка, которому суждено было стать самым известным в мире, началась на заднем дворе одного из домов Атланты. Жарким майским днём доктор Джон Стит Пембертон в медном тазу на трёх ножках варит сироп, который будет дарить бодрость и помогать от головной боли. Своё творение Джон относит в местную аптеку, где и начинает продавать его вместе с содовой по 5 центов за стакан. Его партнёр и бухгалтер Фрэнк М. Робинсон неплохо владеет каллиграфией, поэтому он берётся придумать название и написать его красивыми фигурными буквами. Так и появился на свет самый дорогой бренд планеты, а логотип «Кока-кола» с незначительными изменениями дошёл до наших дней. Фрэнк, кстати, стал автором первого рекламного слогана напитка. Слова «Пейте кока-колу» привлекли внимание горожан. В день Пембертон продавал по девять стаканов напитка и был очень доволен результатом.

1893 Патент на формы

В этом году патентное ведомство США регистрирует товарный знак «Кока-кола» — в том его уникальном начертании, которое предложил ещё Фрэнк Робинсон.

1899 Появление боттлеров

Боттлеры, а именно так стали называть производителей напитков, строят два завода, мощности которых быстро оказываются загруженными на все 100%. Видя огромный потенциал, владельцы привлекают к расширению внешний капитал и создают сеть предприятий-боттлеров, которые, как правило, принадлежат местным владельцам и управляются ими же.

1928 Олимпийское движение

В Амстердаме проходит летняя Олимпиада, где кока-кола впервые выступает как официальный напиток игр. С тех пор компания — постоянный партнёр олимпийского движения по всему миру.

1941 Всё для победы

Вторая мировая война коснулась каждого. Не осталась в стороне и «The Coca-Cola Company». Стремясь поддержать боевой дух соотечественников и напомнить им о родине, Роберт Вудрафф издаёт распоряжение, ставшее легендарным: «Обеспечить, чтобы каждый американский военнослужащий мог приобрести бутылку кока-колы за 5 центов, где бы он ни находился и сколько бы это компании ни стоило». «Кока-кола» следует за своей армией по всему свету. И в результате, сам того не подозревая, Вудрафф оказывает компании очередную добрую услугу: напиток пробуют жители многих стран. И когда наступает долгожданный мир, число государств, наладивших производство кока-колы, удваивается.

1960 Новые бренды

В семействе «Кока-колы» происходит первое прибавление. Компания получает права на производство напитка «Фанта». На родине кока-колы придумывают лимонный «Спрайт».

1979 Начаты продажи кока-колы в СССР

Продукция компании «The Coca-Cola Company» впервые появились в СССР в 1979-м году и была представлена только напитком «Фанта» в ходе подготовки Олимпийских игр в Москве, составив конкуренцию компании «PepsiCo».

2007 Бутылка бутылке рознь

60 миллионов долларов компания инвестирует в создание механизма по утилизации и переработке упаковочных материалов, используемых в системе «Coca-Cola». В том числе разрабатывается знаменитая технология «бутылка в бутылку». С её помощью бывшие в употреблении ПЭТ-бутылки используются в производстве новой упаковки для напитков.

В январе 2011-го года в Калифорнии 4-метилимидазол, содержащийся в карамельном красителе, был внесён в список возможных канцерогенных веществ «The Safe Drinking Water and Toxic Enforcement Act of 1986» с указанием, что приём 16 мкг вещества в день не имеет значительной опасности. Указанное количество вещества намного меньше, чем среднее потребление вещества лицами, употребляющими кока-Колу и пепси. Пищевая индустрия выступила против данного решения, указывая на необходимость появления дополнительных предупреждений на многих продуктах, а также поставила под сомнение обоснованность данных, полученных NTP.

Что посмотреть-почитать?

  • Исделл, Н. Внутри Соса-Соlа. История бренда № 1 глазами легендарного СЕО / Невил Исделл, Дэвид Бизли; пер. с англ. Аньона Ширикова. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 256 с.
  • Кортес, Р. Тайная история кофе, коки и колы / Р. Кортес — М: Синдбад, 2014. – 56 с.

Что нужно делать?

Существует множество легенд и мифов по поводу свойств кока-колы. Мы предлагаем научными способами проверить некоторые сведения по поводу его свойств, которые давно «гуляют» в сети, популярных развлекательных журналах и т.п. Такие исследования вовсе не бесполезны, как может показаться на первый взгляд. Аудитория читателей сети исчисляется миллионами, и проверка информации, которую огромное число людей считает абсолютно достоверной, помогает исследователю научиться «перешагивать» барьеры стереотипов массового сознания.

Итак, у вас будет возможность проверить четыре распространённых «волшебных свойства» кока-колы: способность очищать драгоценные изделия; растворять жир; вымывать кальций; сохранять срезанные цветы. Каждый из четырёх экспериментов будет отвечать на вопрос: «А правда ли, что кока-кола может…?

Для работы понадобится большая бутылка кока-колы, из которой будете брать «сырьё» для каждого эксперимента.

Эксперимент № 1

Проверка информации о том, что с помощью кока-колы можно очищать ювелирные изделия.

Суть эксперимента заключается в том, чтобы на сутки поместить в кока-колу ювелирное серебряное изделие. В качестве альтернативы можно взять мельхиоровую чайную ложку. Важно, чтобы была возможность сравнивать «эффект» кока-колы с отсутствием такого эффекта. Для этого следует пользоваться контрольным образцом, т.е. изделием, которое не будет подвергаться воздействию кока-колы. Поэтому в качестве ювелирного изделия уместно взять серьги, а у мельхиоровой ложечки должна быть ложка-близнец, которая станет контрольным образцом.

Экспериментальный образец погружается в кока-колу (лучше всего для этого подойдёт маленькая бутылочка (0,5 л) с плотно закручивающейся пробкой), а контрольный образец остаётся в обычной среде комнатного воздуха. Через 24 часа образцы сравниваются визуально, и делается вывод о способности кока-колы удалять химическое загрязнение (налёт) с серебряных или мельхиоровых поверхностей.

Для более объективной оценки разницы образцов (если она будет) имеет смысл воспользоваться мнением нескольких «экспертов», которым можно показать оба образца и задать вопрос о том, есть ли между образцами отличия и какие.

Эксперимент №2

Проверка информации о том, что кока-кола способна удалять жирные пятна с одежды. Схема эксперимента будет той же, что и в первом опыте. В качестве образцов можно взять два одинаковых лоскута ткани (лучше всего гладкой светлой хлопчатобумажной, размер 5 х 5 см). На каждый лоскут нужно нанести по округлому жировому пятну так, чтобы максимально чётко была видна граница между испачканной и чистой тканью. В качестве «загрязняющего вещества» можно взять, например, сливочное масло, которое удобно наносить в форме окружности, убирая излишки обычным ножом. Так же, как и в первом эксперименте, загрязнённый образец погружается на сутки в кока-колу, а контрольный (с максимально идентичным масляно-жировым пятном) остаётся в обычной среде. Оценка изменений может быть проведена тем же способом, что и в первом эксперименте.

Эксперимент № 3

Проверка информации о том, что кока-кола «вымывает» кальций.

В качестве носителя кальция мы предлагаем использовать яичную скорлупу, снятую с сырого яйца. Можно взять две половинки скорлупы, одна из которых будет экспериментальной, а другая — контрольной. Экспериментальную нужно поместить в кока-колу. В этом эксперименте лучше воспользоваться не маленькой бутылочкой, а банкой с широким горлом и закручивающейся крышкой, чтобы половинку яичной скорлупы можно было поместить в кока-колу, не сминая. Длительность погружения скорлупы в этом эксперименте — 24 часа. После извлечения скорлупы из банки исследователь проверяет, стала ли она мягкой по сравнению с контрольным образцом.

Эксперимент № 4 

Проверка информации о том, что кока-кола помогает лучше сохранить срезанные цветы. Для опыта нужно взять два одинаковых цветка, можно использовать цветы из одного букета. Для чистоты эксперимента у обоих цветков следует срезать самый кончик стебля и поставить их, например, в две пластиковые бутылки с одинаковым объёмом жидкости, покрывающей стебель не менее чем наполовину. В одну бутылку налей простую отстоянную воду из-под крана. В другую — смесь воды и кока-колы в соотношении 1:3. Продолжительность эксперимента — до 5 суток. Он может закончиться раньше, если оба цветка или какой-то из них объективно завянет.

 

????Полученные вами данные — самое ценное достояние наблюдения или эксперимента. Без них невозможен полноценный научный поиск. Мы рекомендуем сохранять данные, например, сканируя (фотографируя) ваши опыты, записывая и сохраняя в электронном виде таблицы и другие формы записи по результатам эксперимента. Что удалось пронаблюдать? Гипотеза подтвердилась/не подтвердилась? Постарайтесь дать возможное объяснение наблюдаемого. Порой данные эксперимента, наблюдения, запись опроса или интервью настолько уникальны, что потеря их — настоящая драма для исследователя. Берегите свой интеллектуальный труд!

Проведите эксперименты дома!!! Заранее оформите  3 таблицы, по образцу. Занесите результаты в таблицы. Присылайте скрины, сканы или в любых других форматах заполненные таблицы. Мы очень хотим узнать, что же у вас получилось! Так же в форме обратной связи вы можете оставить свои комментарии к экспериментам. 

Эксперимент №_

Что удалось пронаблюдать / Результат эксперимента:

 

Гипотеза подтвердилась / не подтвердилась

 

Возможное объяснение наблюдаемого

 

Понравилось ли тебе исследование?
Интересно   6-5-4-3-2-1 Неинтересно
Трудоемко   6-5-4-3-2-1 Легко
Понятно   6-5-4-3-2-1 Сложно
Полезно   6-5-4-3-2-1 Бесполезно

Что более всего удивило тебя при выполнении кейса (факт, идея, процесс, мысль)?


 

 

закрыть

Отправьте нам письмо с вопросом или пожеланием!

Имя

Телефон

Email

Отправляя данную форму, вы подтверждаете, что прочли и согласны со всеми пунктами пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ "О персональных данных", на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.

Текст вашего сообщения