закрыть
Размер шрифтаAAAЦвет сайтаЦЦЦИзображенияВключитьВыключитьX

Сегодня мы проведем экологическую игру по известной сказке. В сказках, понятно, есть герои. Герой – это образ человека или животного в художественной литературе. Также в этом смысле часто используют понятия «действующее лицо» и «персонаж». Героями в сказках также называют лишь более важных действующих лиц (персонажей).

А кто герои в нашей сказке? Давайте с ними познакомимся.

Колобок – известный герой сказки «Колобок», и он главный герой!

Есть там и герои второстепенные – Дед, Баба, Заяц, и так далее. Все герои живут в окружении природы (среды): рождаются (появляются), питаются, растут, взаимодействуют друг с другом, спасаются от врагов, погибают. Друг для друга они также «окружающая среда».

Окружающая среда – это обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с героем истории, –нашим Колобком, – это могут быть объекты живой и неживой природы.

Между героем (героями) и средой складываются непростые взаимоотношения (взаимосвязи). Всё это драматические моменты или события сказки.

А у нас сказка экологическая! Поэтому драматические связи дополняются экологическими. Придется немного вспомнить экологию.

Типы экологических взаимоотношений бывают разные:

Положительное (+) отношение означает, что один организм получает пользу от другого. Отрицательное (-) отношение, когда организму причиняется врез из-за другого. А бывают нейтральные отношения (0), когда организмы никак не влияют друг на друга. Подробнее об экологических взаимоотношениях можно почитать здесь.

А теперь для самопроверки выполни задание, рассмотри рисунки и назови где на рисунке мутуализм, а где паразитизм, а еще – нейтрализм. А на одном рисунке сразу два типа взаимоотношений – хищничество и межвидовая конкуренция?

Если хотите проверить правильно ли вы ответили, то пройдите по ссылке.

В своих исследованиях мы можем применять различные методы. Для начала предлагаем пронаблюдать, как складываются взаимоотношения в одной из сказок, вот, к примеру, всем хорошо известная сказка про Колобка. А теперь сказка. Но мы ее смотрим как зрители и как экологи. Смотрим!

Предлагаем понаблюдать, какие события происходят в сказке и рассказать, как складываются взаимоотношения между героями, а свои выводы записать в таблицу.

А с точки зрения эколога и экологических отношений какие, по-вашему мнению, экологические взаимоотношения:

- между Лисой и Волком?

- между Колобком и героями, которые пытались его съесть?

Поясним. И среда, и герои, и события имеют свои характеристики, которые, в той или иной мере имеют значение. Это значение раскрыто в истории ролевой игры настолько, насколько это определяет главное событие. А что мы знаем про дом Деда и Бабы, что мы знаем про дремучий лес? Не вообще, что мы знаем об этом, а про этот конкретный дом и этот конкретный лес в истории про Колобка.  Вроде бы ничего особенного. А может, какие-то другие детали определяют события?

«…и поставила на окошко остуживаться, а колобок, круглый бок, спрыгнул с окошка, да и покатился по дорожке»

Оказывается, внешние условия не так важны, важна их смена, и чтобы из одной среды в другую перейти, Колобку нужно проявить какие-то свои качества, потрудиться! Круглый, он покатился по дорожке. Но уже в новых условиях он проявляет новые качества –каждый раз убегая от Зайца, Волка, Медведя и даже пытаясь уйти от Лисы, Колобок «песенку поёт». Этот своеобразный рефрен (повторение) прерывается, когда Колобок ещё раз попадает в новые условия (поставленные Лисой), но сам в которых ничего нового проявить не может. 

Вот здесь сказка и раскрывается как ролевая игра, слушая которую (и мысленно проигрывая, многократно), мы в детстве узнавали и уясняли себе типы отношений в живой природе.

Не зря же говорят «сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!».

 

Народные сказки по сути, это и ролевые игры, и обереги, они нам хорошо знакомы с детства. А вот в авторских сказках, в отличие от народных, мы сами можем выбирать природную среду, героев и события для игры, таким образом определятьеё организацию и функционирование.

Ребята, обязательно надо попробовать сочинить свою сказку! Поэтому следующим методом нашего занятия будет эксперимент.

Мы поменяем качественные характеристики героя. Теперь у нас будет два Колобка и они будут разные, более того, противоположные по своим качествам. Как могут складываться отношения в сказке с новыми условиями? Смотрим сказку «Новые приключения Колобка». Этот анимационный фильм создали учащиеся Алтайского краевого детского экологического центра в 2014 году.

В качестве задания мы предлагаем сделать анализ сказки «Новые приключения Колобка». Назвать основных героев и рассказать, как складываются их взаимоотношения. Как изменились полюса взаимоотношений?

А для самых настойчивых и увлечённых предлагаем проанализировать так же и другие экологические сказки – «Теремок», «Красная шапочка» и других.

У нас есть еще один вариант домашнего задания. Ведь можно сочинить свою сказку. Героями могут стать вещи из вашего дома, домашние питомцы, даже овощи и фрукты. А еще, папа, мама, бабушка, дедушка, братья или сёстры – все могут стать героями вашей сказки. И тогда она станет настоящей ролевой игрой. Увлечь вашей игрой-сказкой родных – это прекрасная возможность с пользой провести время, сплотить свою семью вокруг интересной идеи.

Мы уверены, что со временем ваш опыт моделирования позволит легче объяснять прошлые наблюдения, увеличит возможность прогнозирования новых наблюдений, научит вас оценивать возможность использования различных моделей сказки, и эстетически украсит ваши работы. Желаем вам успеха!

Присылайте нам ваши ответы! Мы будем ждать!

закрыть

Отправьте нам письмо с вопросом или пожеланием!

Имя

Телефон

Email

Отправляя данную форму, вы подтверждаете, что прочли и согласны со всеми пунктами пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ "О персональных данных", на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.

Текст вашего сообщения