Этот день прошел не менее интересно, чем предыдущие. С утра ребят ждали испытания в конкурсе «Экологическая тропа» – это традиционный конкурс на местности. Участникам предстояло выполнить задания на 5 этапах экотропы. А именно: определить на предложенной площадке типы взаимоотношений, в которые вступают организмы, построить пищевую сеть из организмов, обитающих в озере, найти лекарственные растения и рассказать об их свойствах, назвать особо охраняемые природные территории и объекты Алтайского края, вспомнить правила создания экотроп.
Далее ребята смогли проявить творчество и креатив, приняв участие в мастер-классах. Так Королькова Н.А., педагог центра детского творчества Кулундинского района, предложила ребятам выполнить панно из сыпучих материалов; Кораблева Т.А., педагог детско-юношеского центра г. Новоалтайска, показала как выполнить журавлика в технике оригами; Лебеденко Г.П. совместно со своими обучающимися (патриотический клуб «Искра» Поспелихинского центра детского творчества) научили участников фестиваля нетрадиционной технике рисования с помощью пакета и изготовили оберег.
Впервые в рамках фестиваля крупный блок теоретических и практических занятий был посвящён теме экологического туризма. Ребята и педагоги получили знания о том, какие формы особо охраняемых территорий (ООПТ) существуют, какие из них создаются в первую очередь для развития экотуризма, чем туристические тропы отличаются от просто туристических, как тропы проектируются и что необходимо учитывать при их эксплуатации. Также были даны основы работы экскурсоводов на экотропах.
Так как фестиваль проходил в окрестностях озера Колыванского, то участникам была представлена максимально полная информация о геологии этого места, его историческом прошлом и истории исследования, а также животном и растительном мире, включая редких обитателей и виды, внесённые в Красную книгу.
Напомним, что из команд участников было сформировано 6 групп, каждой из которых было предложено подготовить интересное и содержательное выступление экскурсовода на конкретной точке, а также подобрать элементы портфеля экскурсовода и проект информационного стенда по заданной теме. Несомненно, в этой работе, которая продолжалась в течение всей смены, детям помогали педагоги и консультанты, приходилось искать информацию в интернете, а также придумывать необычные варианты подачи материала. Кульминацией проекта стала экскурсия всех участников смены: в составе 3 групп дети и педагоги поочерёдно посещали каждую точку и слушали юных экскурсоводов. Некоторые начинающие гиды вначале чувствовали себя не очень уверенно, но с каждой новой группой становились всё увереннее, всё артистичнее, вспоминали некоторые факты и важные моменты при работе с экскурсантами.
Очень важно, что в ходе этой работы школьники и педагоги на практике увидели, что такое экотропа, как она должна проектироваться, насколько важно уметь искать и перерабатывать информацию, делая её доступной и интересной, но в то же время оставляя её познавательной. А те, кому досталась роль экскурсоводов, освоили некоторые приёмы работы с экскурсантами, в том числе используя предметы из портфеля экскурсовода и наглядных материалов, которые могут быть размещены непосредственно на тропе.
Такой формат работы с получением новых навыков и знаний «прямо в поле» понравился большинству участников, да и сам результат оказался настолько достойным, что приходится задуматься: а не пора ли на территории лагеря и в самом деле создать учебно-познавательную экотропу?
Напоминаем, что фестиваль экологов «Зеленые колокола» является частью проекта «Экогид Алтая», реализуемого за счет средств гранта, предоставленного Фондом Президентских грантов на развитие гражданского общества.